О чем просят растения
Для жизни растений нужны солнечный свет, воздух, вода
и питательные вещества: азот, фосфор, калий, кальций, маг-
ний, сера, железо. Это — макроэлементы. В малых дозах не-
обходимы и микроэлементы: медь, бор, марганец, цинк, молиб-
ден, кобальт и др. Растения получают питательные вещества
из почвы в водных растворах. Нехватка этих веществ не толь-
ко замедляет рост растений, но и вызывает у них различные бо-
лезни.
Питательные вещества выносятся из почвы с урожаем,
почва промывается дождями. Необходимые растениям элемен-
ты растворяются в воде, после чего им вымываются из почвы,
или выносятся на глубину, недосягаемую для корневой систе-
мы растений. Значит, надо восполнять недостаток питательных
веществ органическими или минеральными удобрениями (или
их смесью).
Главное условие эффективного и безопасного для качест-
ва урожая применения удобрений — строгое соблюдение сро-
ков и норм их внесения (это особенно относится к азотсодер-
жащим удобрениям). Надо применять только оптимальные
и сбалансированные нормы удобрений. Избыток удобрений ча-
сто наносит больше вреда, чем недостаток. Оптимальные нор-
мы — это понятно. А что значит сбалансированные?
Для развития растения в каждый период вегетации необ-
ходимы разные питательные элементы. При этом одного эле-
мента требуется больше, другого — меньше. Опытные садо-
воды знают об этом и ошибаются редко. Начинающим садо-
водам рекомендуется применять комплексные удобрения:
нитроаммофоску, плодово-ягодную смесь, рижскую смесь
с микроэлементами, растворин и т.д. В них соотношение
основных питательных элементов примерно такое, которое
требуется плодовым растениям. Например, удобрительная
смесь «Стимул-1»содержит 11 % азота, 11 % фосфора, 22% ка-
лия, 4% магния, а также бор, марганец, молибден, цинк, медь.
Другая смесь — «Рост-1» содержит 11 % азота, 11 % фосфора,
11% калия, 0,8% магния, а также бор, цинк, молибден.
Дефицит макро- и микроэлементов при определенных ус-
ловиях может возникать на любых почвах, но чаще на легких пе-
счаных и супесчаных (калия, магния, серы, йода, брома), на кар-
бонатных или переизвесткованных (марганца, бора, цинка),
на зафосфаченных (цинка), торфяных (меди, марганца, бора,
калия).
Наиболее благоприятные условия для развития растений
создаются в том случае, если они получают все необходимые
питательные элементы в растворе определенной концентра-
ции. Так, максимальная концентрация раствора основных вно-
симых в почву удобрений не должна превышать 2%, а микро-
элементов для внекорневой подкормки — 0,5%. Это значит, что
общая сумма (в пересчете на действующее вещество) азотных,
фосфорных и калийных удобрений, вносимых одновременно
в почву в виде раствора, не должна быть больше 200 г на 10 л
раствора. Соответственно, суммарный вес всех микроэле-
ментов (также в пересчете на действующее вещество), приме-
няемых одновременно в водном растворе для опрыскива-
ния,— 50 г на 10 л раствора.
Недостаток того или иного элемента приводит к появлению
симптомов голодания. Добавка недостающего элемента эти
симптомы устраняет. Избыток того или иного элемента, осо-
бенно микроэлементов, вызывает симптомы отравления, а из-
быток молибдена или бора вызывает у растений токсикоз. При
изменении внешнего вида растений не спешите применять
ядохимикаты. Вероятней всего растения не больны, не пора-
жены вредителями, а им не хватает питания.
Наблюдательному садоводу растения участка «расскажут»
о себе, «пожалуются», если им плохо. Надо только быть внима-
тельным к ним, уметь их «выслушать», понять их «язык». Вот не-
сколько ярких примеров. Первая реакция на недостаток вла-
ги в почве — осыпание завязи и даже зрелых плодов. Листья
скручиваются, обвисают, не тянутся к свету — это указывает на
то, что на поверхности почвы образовалась корка, и корням
трудно дышать. Листья закручиваются кверху — растение нуж-
дается в умеренном поливе. Появляется мох — почва зелене-
ет, «зацветает» — повышается кислотность почвы.
Или другой пример. Листья на яблоне побледнели, даже по-
желтели, но размер у них нормальный, правда, расположены
они на побегах необычно — вертикально. Все эти признаки —
сигнал: дереву не хватает питания (азота). А у другой яблони
размер листьев уменьшается, они опадают — следователь-
но, у растения острое азотное голодание.
Если листья тусклые на нижней части — бледно-зеленая
окраска с переходом в розовую — значит, в почве мало фосфо-
ра. Побеги у дерева растут нормально, но остаются тонкими —
значит, нарушилась пропорция азота и калия в почве. Надо
уменьшить количество азота или добавить калия, то есть отри-
цательное воздействие избытка азота устраняют калием.
Чтобы получить положительный эффект от внесения удо-
брений, надо иметь представление о содержании питательных
веществ в почве на основании лабораторных анализов. Одна-
ко на маленьком, уже освоенном дачном участке такой анализ
ничего не даст. Он уместен для больших участков, для монокуль-
тур. Здесь же около десятка плодовых культур, столько же
ягодных, да еще и грядки овощных культур. А у каждой культу-
ры своя потребность в тех или иных элементах питания. Не
будете же вы брать пробы грунта под каждым деревом или
кустом.